Достаточно сложно вложить весь свой опыт фотосъемки еды в десять канонических правил, ведь на самом деле таких правил гораздо больше, и с каждым днем ты открываешь для себя все больше и больше нового, с каждой просмотренной и проанализированной фотографией ты погружаешься еще глубже и глубже в удивительный мир фуд -фотографии. Но все-таки, если взять самое начало, сами основы, которых мне не хватало на старте моего увлечения съемкой пищи, то я выделю именно эти десять пунктов. Так что начнем!

💡
Эта статья также есть в переводе на украинский

Композиция – твой лучший друг

Не важно, чем ты снимаешь, будь то мобильный телефон или самый продвинутый фотоаппарат с оптикой стоимостью в маленький городок где-то в центре Камбоджи, самое главное в фуд-фотографии – это композиция. Сочетая свои знания золотого сечения и чисел Фибоначчи, правильной регулировки света и грамотного сочетания цветовой гаммы ты добьешься поистине увлекательной картинки, от одного вида которой у зрителя начнется дикие танцы бабочек в его животе. И в принципе, почти все последующие рекомендации будут именно за композицией.


Золотое сечение и числа Фибоначчи – твоя личная гармония

Все в этом мире, начиная от макрокосмоса и заканчивая микрокосмом, подчинено гармонии, называемой Композицией.

И все, что мы называем красивым – использует геометрические правила композиции. Используй и объединяй самые главные: Золотое Сечение, Правило Диагоналей, Правило Золотой Спирали, Правило Треугольников. А уж когда они засядут тебе в подсознание, изучай сложнее.

И запомни эти числа: 1 1 2 3 5 8. Это числовая гармония великого математика Леонардо Фибоначчи. Запомни их и группируй предметы на съемочном столе для этих групп. Одна тарелка, одна ложка, рядом две ягодки, случайно скатившиеся с тарелки, отдельно группа два бокала и бутылка прохладного шампанского (ну кто же обедает наедине?). Ну, а группы собирай в треугольники. Вот и все это очень просто!


Ставь свет так, будто он светит из окна

Утренние лучики солнца, пробивающиеся сквозь окошко и рисующие волшебные зайчики на столе с легким завтраком и душистой чашкой кофе – это естественное и приятное для зрителя. И самый лучший свет для фуд-фотографии – естественный. Если у тебя большое светлое окно, тебе повезло. Нет – имитируй.


Чаще всего для того чтобы снять хорошее блюдо, хватает двух источников света. Я в сорока процентах использую один. Рисующий боковой, будто ты сидишь рядом с окном в стильном французском кафе, попивая вкусный напиток и наслаждаясь ароматом французских булочек или задний контровый, имитирующий тяжелый закат на романтическом пляже и вызывающий только самые положительные эмоции. Это два самых главных рисунка для фуд-фотографа. Ну а остальные – просто вспомогательные.

И помни, рисунок света создает сюжет. Ставь его по правилу Золотого Сечения (опять это скучное значение композиции), воздействуй на эмоцию зрителя, заставляя его погружаться в твою фотографию и испытывать именно те ощущения, которые он считает для себя самыми приятными.

Но об этом чуть позже. И я буду чуть-чуть скучным и позволю раскрыть себе еще одно правило постановки света. И оно опять-таки композиционное. Если ты закроешь глаза и представишь себе движение солнца по небосводу, то, скорее всего, оно у тебя встает слева и заходит вправо. Это наша память поколений, и на ней мы можем играть, выставляя свет. Облегчайте левую часть кадра, давая зрителю время войти в фотографию и старайся ставить основной, рисующий свет слева. Это создаст чувство утра, легкости и нежности.


Цветовые акценты и игра с подсознанием зрителя

Фуд фотограф имеет уникальный дар влиять и провоцировать зрителя. В хорошем смысле слова я имею в виду. И один из инструментов – цвет. Каждый цветовой мазок имеет свой смысл. Красный цвет привлекает внимание, желтый радует, а синий успокаивает. И сочетание цвета вызывает определенные чувства. Пастельные цвета, перенасыщенные белым, создают уют и нежность, насыщенные возбуждают. Купи при случае книгу Йоханнеса Итена – Искусство Цвета и погрузись в волшебный мир управления цветными мазками. Это будет очень круто.

И, кстати, цветными пятнами ты тоже можешь выстраивать геометрическую композицию! Позволь зрителю, что уже достаточно изголодался от твоих фотографий, скользить взглядом от вкусно жареной свиной рульки к напитку, затем гарниру и обратно.


Дополнительный реквизит как помощь фуд-фотографу

Самый простой и банальный вид съемки – это снять блюдо крупно, используя белую тарелку как естественную рамку. Однако этот способ работает только с самодостаточными блюдами, где презентация блюда уже завершенное композиционное решение искусного шеф-повара, и введение лишней детали только погрузит композицию.

Но что делать, когда блюдо лучше не фотографировать?

И в этом случае обычный фуд-фотограф превращается в тру фуд-фотографа. Его узнают продавцы антиквариата на блошиных рынках, он зависает на форумах, где продают разную посуду и с ним здороваются бомжи в разваленных домах, где этот, увлеченный своим хобби, фуд-фотограф спиливает проеденных разной живностью и временем старинные балки и паркет для своего очередного шедевра. Тебе придется покупать, воровать и обмениваться разным интересным реквизитом, покупать микроавтобус, а затем и целый дом на колесах, чтобы перевозить весь свой багаж вилок, ложечек и антикварных досок из ресторана в ресторан, ругаться с таможней в аэропортах, объясняя, зачем ты вывозишь из страны столько столового серебра и не ограбил ли ты шато в забытом богом французском городке… Готовься, такая жизнь настоящего фуд-фотографа.

И как это уже стало традицией в этой статье, я хочу тебя предупредить, что с помощью этого реквизита ты легко можешь поставить пресловутую геометрическую композицию.


Ракурс для фотографии еды и комфорт зрителя

Люди ленивы, к сожалению. И я тоже. И когда я захожу в уютный ресторан и вижу там все фотографии в меню, снятые сверху – мне хочется подняться и есть это блюдо стоя на столе. Ведь фотограф именно так его снял и именно так презентовал его. А я ленивый. И лучше это блюдо не закажу, чем буду есть его стоя на столе.

Поставь перед собой на стол аппетитную утиную грудинку в соусе ммм... терияки. Она еще теплая, ароматная и из тарелки поднимается пар. Слюнки текут сами собой… но я отвлекся.

Под каким углом лежит блюдо по отношению к тебе? Верно, сорок пять градусов. И с тех пор как ты научился сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами до этого момента – для тебя это самый комфортный угол восприятия блюда. Сколько лет изо дня в день ты видишь еду именно под таким углом. Поэтому не заставляй своего зрителя стоять на столе и кушать блюдо с верхнего ракурса. Столы бывают шаткими.

И да, я не хочу тебя просить всегда снимать блюдо под углом сорок пять градусов. Иногда это невозможно, и самый лучший ракурс – это сверху. Просто не злоупотребляй, будь разным.

Курс для начинающих

Для студентов, которые имеют фотоаппарат или смартфон или собираются его приобрести, не умеют снимать и интересуются фотографией в виде нового увлечения или профессии.

Зарегистрироваться

Создай историю, будь оригинальным

Все, абсолютно все, что я перечислил выше, это композиция, как бы странно это не звучало. И если на чашу весов поставить техническую композицию (геометрия, свет и цвет) и на другую чашу поставить историю, сюжет – последние победят в этой неравной битве. Фотография может быть миллион раз некачественная, но если в ней есть сюжет, эмоция – она соберет тысячу лайков на твоей странице в фейсбуке, и в то же время просто правильно экспонированная картинка с крутой резкостью и без истории останется погребенной среди сотен подобных. К сожалению или к счастью, но это так.


И еще несколько полезных рекомендаций. Надеюсь, полезных.

Думай как повар, думай как голодный клиент

Фуд-фотограф – это не только человек с фотоаппаратом. Фуд фотограф должен уметь и любить готовить, разбираться в качестве и составах продуктов, знать названия и происхождение блюд и отличить испанский абрикос от местного. Это необратимая плата за удовольствие снимать.

Поэтому доставай вопросами своих знакомых поваров, пройди обучение на курсах поварского искусства и наблюдай за тем, как творят эти мастера. А еще стань клиентом. Наслаждайся едой в новых заведениях, наблюдай, как зритель реагирует на фотографии и смотри на чужие фото как голодный клиент, но ни в коем случае не как фотограф. Таким образом ты поймешь своих партнеров по обе стороны, поймешь, что необходимо одним и нужно другим, и это позволит тебе снимать лучше и правильнее. И конечно, быть чуть-чуть более востребованным на этом далеко не легком рынке.

Вкладывай деньги и время в свое обучение

Есть версия, что купив фотоаппарат, ты автоматически становишься фотографом. И только спустя некоторое время любознательный разум понимает, что это не так. Кто-то осознает это через месяц, некоторые через годы, а многим нужна для этого вся жизнь. Учись у сильнейших, учись по книгам, статьям. Смотри видео и посещай мастер-классы. Это настолько продвинет тебя вперед, что буквально за считанные месяцы ты можешь переступить через свои страхи и неуверенность и снимать, снимать, снимать. Снимать лучше, качественнее и круче. Учись, это бывает еще и очень весело.


Хватит читать, иди снимай!

Практика и только практика поможет тебе получить больше опыта, выработать свой стиль и выдавать всегда предполагаемый результат. Ведь все статьи, которые ты прочтешь, книги и семинары забываются в течение трех месяцев без закрепления с помощью практики. То есть ровно через три месяца ты не будешь помнить абсолютно ничего из того полезного воркшопа, на который ты потратил много денег и сил, если не будешь практиковаться.

Просто делай. Снимай многое. Снимай не думая. Думать будешь после. На этом я прощаюсь с тобой и пойду снимать много вкусных блюд. И, естественно, я буду их есть. А это да еще и лишний вес – плата за удовольствие снимать то, что тебе нравится. Но об этом в следующий раз.