Для того чтобы изучить в совершенстве экспозицию и все возможности камеры, нужно три месяца. Чтобы научиться работать со светом – полтора года. А вот композицию вы будете учить всю свою жизнь.
Приветствую. Сегодняшний урок по композиции. Подумаем с вами, что это. Если верить википедии, то композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единства и целостности, подчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, цветных пятен и т.д.
Но в действительности несколько сложнее. Композиция – это психология. Композиция – это эмоция, которую испытывает человек, глядя на фотографию. Понимание этого придет к вам через несколько лет изучения фотографии. А пока давайте вернемся к основам.
Геометрическую композицию можно поделить на несколько видов и законов.
Симметричная и асимметричная композиция
Здесь все достаточно просто. Основа симметричной композиции – равновесие. В симметричной композиции все элементы расположены практически зеркально центральной оси картины.
В то время как в асимметричной композиции элементы произведения могут быть расположены самым разным способом в зависимости от замысла.
Уравновешенная и неуравновешенная композиция
Самый простой способ уравновесить композицию – расположить объект съемки по центру изображения. Однако это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону – равновесие нарушается. Одна часть снимка становится тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр вроде бы хочет вернуться по часовой стрелке. Для исправления неуравновешенной композиции необходимо ввести любой объект в пустую часть снимка.
В фотографии часто вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или лёгкими предметами.
Равновесие в кадре можно достичь и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее.
Статическая и динамическая композиция
Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого мира спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе глубину философию.
Динамической композицией называется та композиция, в которой есть движение. Динамику изображения можно показать диагональными линиями, отсутствие диагональных направлений сделает изображение статическим.
Отсутствие свободного пространства перед движущимся объектом делает статику, а наличие свободного места придаст динамичности картине.
Подчеркнуть движение можно с помощью размытого фона и нечетких контуров. Для передачи движения нужно выбирать определенный момент, наиболее ярко выражающий характер движения, являющийся его кульминацией.
Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может притормозить движение. В статической композиции нет кульминации действия.
Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность. Статические композиции почти всегда симметричны и замкнуты, а динамические – асимметричны и открыты.
Если ты хочешь освоить искусство фотографии, узнать интересные фишки и тренды, понимать основы и уверенно работать с камерой, создавая непревзойденные фото, присоединяйся к моему курсу для начинающих.
Линейная и тоновая композиция
В фотографии ритм – конкретный и мощный художественный прием, имеющий точную направленность. Этим словом называют упорядоченный повтор в пространстве кадра основного композиционного мотива (деталей изображения). Зачем и когда его применяют? Подобные композиционные построения используют, когда хотят отметить такие характеристики, как множество, организованность, закономерность, протяженность, масштаб.
Ритм способен управлять восприятием пространства. Лестница при взгляде на нее с верхней ступени кажется ниже, чем если смотреть вверх от ее подножия. Со второй точки видно гораздо больше горизонтальных параллельных линий. Таким образом фотограф способен описать глубину кадра. Очевидно, что не только по вертикали, но и во всех трех измерениях.
Увеличить или ослабить динамику можно с помощью ритмического рисунка. Для этого применяют не равномерный повтор элементов изображения, а затухающий или усиливающийся. Определения, относящиеся к музыкальным ритмам, вполне подходят для характеристики фотокомпозиции. Композиция, заключенная в геометрические фигуры, диагональна.
Диагональные линии играют немаловажную роль в композиции кадра. Благодаря им можно создавать направление взгляда зрителя так, как нужно фотографу. Следуя этим линиям, зритель видит самые важные вещи в кадре.
Также для выбора композиции можно использовать геометрические фигуры. Самая простая фигура – треугольник. И именно треугольники усиливают зрительное впечатление от кадра.
И чем больше треугольников будет использовано в кадре, тем сильнее будет смотреться композиционная составляющая.
Правило золотого сечения
Использование правила золотого сечения позволяет нам добиться гармонии в композиции с помощью определенных пропорций и чисел.
Считается, что первым вывел это понятие Пифагор (VI в. до н.э.) заимствовав знания у египтян и вавилонян. Это правило применяли математики, архитекторы, художники, биологи.
Если говорить точнее, золотое сечение – это распределение целого на две не равные части, в соотношении что меньшая часть относится к большей, как большинство ко всему и наоборот.
Когда мы говорим о фотографии, плоскость нашей картинки делим на части по принципу золотого сечения. То есть от края каждой плоскости на расстоянии 5/8 и 3/8 проводим линии.
Точки пересечения линий чаще всего называют «зрительным центром», поскольку взгляд человека задерживается именно в этих точках, и там мы пытаемся размещать главные объекты композиции.
В своей камере вы можете включить сетку в видоискателе и рассчитать где находятся эти точки, таким образом во время съемки вы будете подготовлены и знаете где лучше размещать объекты съемки.
На правиле золотого сечения базируются еще одно популярное правило, часто используемое фотографами.
Правило золотой спирали
Коэффициент пропорциональности в золотом сечении, на котором держатся изобразительные искусства, примерно равен 1,618.
В эпоху Возрождения считалось, что именно эта пропорция больше всего радует глаз. Этот коэффициент получил название число "Фи", от имени великого математика средневековья Леонардо Фибоначчи, выведшего свою числовую последовательность, занимающую умы и по сей день - сумма двух соседних чисел последовательности дает значение следующего за ними (например, 1+1=2; 2+ 3=5 и т. д. 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233), что подтверждает существование о коэффициентах Фибоначчи, то есть постоянных соотношений.
Если вы возьмете последовательные пары из этого ряда, и будете делить больше с каждой пары на меньшее, то ваш результат будет постепенно приближаться к золотому сечению.
По системе этого коэффициента строятся многие природные явления: расположение семян в подсолнечнике, строение крыльев насекомых и спирали раковин у ракообразных.
Используя эту спираль при построении композиции в кадре (ее можно перевернуть вверх ногами или в другую сторону), мы получим кадр с четко выраженным предметом в центре спирали. На 5, 8, 13 и 21 у нас придутся основные элементы композиции, на 34, 55 и 89 – дополнительные (второстепенные), а на 144 – фоновые.
То есть, выстраивая спиральную композицию, нам придется учитывать многие факторы, однако мы сможем выделить главное.
И не забывайте, что любая композиция может быть односложной, т.е. использовать как один из законов, так и многосложный, сочетая в себе несколько вышеперечисленных видов композиции.
Курс для начинающих
Для студентов, которые имеют фотоаппарат или смартфон или собираются его приобрести, не умеют снимать и интересуются фотографией в виде нового увлечения или профессии.