Свет – это один из важнейших факторов в погоне за идеальным кадром. С помощью освещения можно сделать как шедевральное фото, так и совершенно провальный и ужасающий кадр.

Виртуозное владение светом в искусстве фотографии – это мастерство, которому можно научиться. Однако придется приложить усилия. И я решил вам в этом немного помочь.

Так как же начинающему фотографу научиться работать со светом?

В этой статье я собрал важнейшие советы по грамотной работе со светом. Я ответил на вопросы, которые чаще всего интересуют начинающих фотографов.

Поехали!

💡
Эта статья также есть в переводе на украинский

Научитесь понимать свет

Подумайте о том, какой свет вы хотите. Не назначайте время для фотосессии на улице, исходя только из личного удобства. Опирайтесь на освещение. Обязательно проверяйте прогноз погоды перед съемкой. Природа изменчива и ее планы могут пойти вразрез с вашими.

Эти фотографии я делал на закате и без дополнительной подсветки лица и отражателей. Только солнечный свет.

Конечно, самое благоприятное время для съемки – это в течение двух часов после рассвета и за час до заката.

Однако чтобы сделать хорошие снимки, не обязательно пытаться уместиться в этот временной промежуток. Отличные кадры у вас так же получатся, если вы будете снимать пейзажи, город или людей утром, а также с 15-00 до заката.


Фронтальное освещение убивает объем


Направление света на объект съемки может быть трех видов:

  • фронтальное,
  • заднее,
  • боковое.

И начинающему фотографу предстоит разобраться с каждым из них, чтобы всегда быть начеку. Ведь от правильно выставленного света зависит то, насколько хорошим будет фотография.

Хотя я и говорю, что лучшее время для съемок – это "золотой час", в то же время, когда солнце в зените могут также выходить интересные кадры. Но с солнцем в зените нужно уметь работать.

Фронтальное освещение идет от фотографа и направлено прямо на модель. Отсутствие четкого угла падения света не позволяет добиться красивых теней и делает объект съемки плоским. Такой эффект не играет на руку никому. Модель при таком освещении смотрится очень ненатурально, а прямо направленный свет создает эффект маски.

Обычно так получается, когда фотограф использует встроенную вспышку. Опытные фотографы предпочитают пользоваться съемными вспышками. Какая она будет, камерная или кольцевая, зависит от фотоаппарата и предпочтения самого фотографа.

Используйте боковой свет и сбоку сзади от фотографа. Он поможет достичь красивых теней, уберет эффект маски и изображение не будет выглядеть плоским.

Грамотный подход к изучению тонкостей света поможет избежать ошибок в фотографировании и научит правильно выстраивать кадр.

Как правильно выставлять свет, я рассказываю в своем авторском курсе по обучению фотографии.

Проведите эксперимент: в течение дня понаблюдайте за каким-либо объектом. Посмотрите на то, как в разное время на него падает тень. В какое время дня и с каким освещением его выгоднее всего снимать.


Вспышка и солнце

Вспышка – это не тотальное зло. Иногда она может пригодиться даже в солнечный день.

Помните, что всюду говорят о том, что против солнца снимать категорически нельзя? Так вот, иногда можно нарушить это правило и получить не наказание, а отличный кадр.

А как это делается?

В яркий солнечный день возьмите с собой вспышку. Поставьте модель так, чтоб солнце светило ей в спину. Да, она будет затемнена в кадре. Но для этого нам и нужна вспышка: с его помощью можно подсветить глубокие тени.

В этом кадре я использовал солнце в контровом освещении и вспышке, подсвечивающей лицо. Сравните по объему с первым кадром в этой статье.

Снимая против солнца со вспышкой, можно красиво подчеркнуть золотые лучи в волосах. Особенно красиво это будет смотреться на светловолосых людях или обладателях темных волос с рыжим пигментом.


Используйте HDR по минимуму

Что такое HDR? Эта аббревиатура расшифровывается как "High Dynamic Range" (высокий динамический диапазон). Его функция состоит в сбалансировании темных и светлых частей кадра.

К примеру, глаз человека имеет высокий уровень динамического спектра. Поэтому спокойно различаем детали затемненного здания на фоне светлого неба и при свете яркого солнца. И вы точно замечали, что при таком освещении фото со смартфона, например, будет чрезвычайно отличаться от того, что мы видим перед собой.

Поэтому довольно часто фотографы используют HDR для сбалансирования контраста между темными и светлыми частями фото. Однако в этой, казалось бы, отличной функции есть один огромный недостаток: HDR всегда имеет ненатуральный оттенок.

Довольно часто фото, снятые с HDR-эффектом, выглядят так, что фотограф слишком увлекся обработкой. Однако в некоторых случаях HDR идет в пользу кадра.

Например, пейзажные фото с множеством листьев, светлым небом и ярким солнцем становятся более гармоничными, если использовать HDR. Иногда в портретной съемке при ярком солнце он помогает избавиться от ненужных теней на лице, и наоборот – плохо освещенные или темные кадры могут стать светлее и четче.

Так что внимательно изучите особенности HDR-функции. Больше практикуйтесь, чтобы найти идеальное сочетание тени и света, при котором этот эффект не будет неестественным.


Отражатель – друг фотографа

Отражатель помогает сбалансировать и смягчить свет. Грубо говоря, благодаря ему вы получаете контроль над освещением.

Отражатель может быть не только специальная штука, купленная в фотомагазине, но и стена дома, песок на пляже и белая футболка помощника.

Начинающему фотографу будет вполне достаточно двустороннего отражателя. Обычно он идет либо с белой и золотой сторонами, либо с серебряной и золотой. Белая помогает сгладить и убрать лишние тени. Серебряная – отражает холодный свет. Золотая в свою очередь – теплая.

Форма и размер отражателя никак не влияет на его качество. Они направлены на разные виды съемки. Так что подбирайте отражатель, исходя из целей, для которых вы будете его использовать.


Что такое светофильтры и зачем они нужны

Светофильтр – это оптическое устройство, выполняющее несколько функций. Во-первых, сохраняет линзу от загрязнений. Благодаря ему в пазы не попадет грязь и пыль. А во-вторых, он изменяет спектр проходящего через него света.

И опять же, выбирать светофильтры следует так же, как и отражатели. То есть исходя из объекта вашей съемки и локаций. Ведь для архитектуры, природного ландшафта, рек, гор – понадобится один светофильтр. А вот чтобы затемнить определенный участок кадра – другой.

Мой любимый фильтр – поляризационный. Походить к выбору светофильтра следует с особой внимательностью. Ведь некачественное устройство может значительно усугубить кадр. Например, качество изображения будет достаточно низким.

Курс для начинающих

Для студентов, которые имеют фотоаппарат или смартфон или собираются его приобрести, не умеют снимать и интересуются фотографией в виде нового увлечения или профессии.

Зарегистрироваться